Маркетинг

карта

86 тыс. км

В основе сети маршрутов АО «ФПК» лежит железнодорожная инфраструктура ОАО «РЖД». Маршрутная сеть АО «ФПК» имеет ряд маршрутов на территории России, на которых не существует альтернативного способа передвижения, например: Тында – Комсомольск, Петрозаводск – Костомукша, Камышин – Москва, Томск – Белый Яр.

77 регионов Российской Федерации

АО «ФПК» осуществляет железнодорожные пассажирские перевозки во всех регионах, где существует железнодорожная инфраструктура (за исключением Сахалинской области и Республики Крым).

16 стран Европы и Азии

В дальнем международном сообщении АО «ФПК» осуществляет перевозку пассажиров в 16 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Сербию, Черногорию, Болгарию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР – по 21 международному маршруту.

42 %
доля железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении.

26 %
доля железнодорожного транспорта на рынке всех пассажирских перевозок в дальнем следовании.

88,8 %

составляет доля Содружества Независимых Государств (СНГ) в железнодорожных перевозках в международном сообщении

Перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в регулируемом сегменте:

  • перевозки пассажиров в плацкартных вагонах;
  • перевозки пассажиров в общих вагонах;
  • перевозки пассажиров в моторвагонном подвижном составе.

Перевозки во внутригосударственном сообщении в дерегулированном сегменте:

  • перевозки пассажиров в мягких вагонах и вагонах-салонах;
  • перевозки пассажиров в спальных вагонах повышенной комфортности (СВ);
  • перевозки пассажиров в купейных вагонах;
  • перевозки пассажиров в вагонах с местами для сидения;
  • перевозки пассажиров по специальному заказу и регулярные туристические путешествия;
  • обеспечение пробега вагонов сторонних компаний в поездах АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении.

Перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном сообщении:

  • перевозки пассажиров в международном сообщении;
  • обеспечение пробега вагонов сторонних компаний в поездах АО «ФПК» в международном сообщении.

Перевозки багажа, грузобагажа и почты:

  • перевозка багажа;
  • перевозка грузобагажа;
  • обеспечение пробега вагонов экспедиторских компаний в поездах АО «ФПК».

Прочие виды бизнеса:

  • ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов;
  • оказание дополнительных сервисных услуг в поездах;
  • прочие виды деятельности:
  • сдача в аренду подвижного состава;
  • сдача в аренду недвижимого имущества и оборудования.

Макроэкономическое окружение

В отчетном году в экономике наблюдалось снижение основных макроэкономических показателей, которое усилилось после введения со стороны Европейского союза, Соединенных
Штатов Америки и ряда других стран экономических санкций в отношении Российской Федерации.

По итогам 2015 года, по оценке Росстата, снижение ВВП за год составило 3,7 %.
В 2015 году обострилась тенденция сокращения основного макроэкономического параметра, характеризующего покупательную способность населения – реальных располагаемых доходов населения. В 2015 году уровень реальных располагаемых доходов составил 96,0 %.
В значительной степени сокращение реальных располагаемых доходов стало результатом деятельности компаний по оптимизации численности персонала. Так, если в январе 2015 года уровень официально зарегистрированных безработных составлял 99,2 % к аналогичному периоду 2014 года, то в декабре 2015 года рост уровня безработных составил 113,3 %. Доля безработных к экономически активному населению на конец 2015 года составила 5,6 % (+7,7 % к предыдущему году).
В среднем в 2015 году инфляция составила 12,9 % (год к году).
По оценке Росстата, темпы роста инвестиций в основной капитал за 2015 год по сравнению с предыдущим годом снизились на 8,4 %. Основным фактором торможения инвестиционных процессов в стране по-прежнему выступает снижение потребительского спроса, вызванное падением реальных доходов населения.

Российский транспортный рынок

Ухудшение состояния экономики в 2015 году сопровождалось снижением покупательной способности и транспортной активности населения, что оказало давление на российский транспортный рынок.

В 2015 году рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, сократился на 6 % и составил 332,8 млрд пасс.-км.
С конца 2014 года в гражданской авиации наметился спад пассажиропотока на международных воздушных линиях – основном драйвере роста рынка на протяжении нескольких прошлых лет. По этой причине сокращение объемов перевозок авиакомпаниями в 2015 году составило 6 %. Пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился также на 6 %.
Ежегодно структура изменялась, но на основе факторов 2015 года доля транспортного рынка не претерпела изменений. Так, по итогам 2015 года железнодорожному транспорту принадлежало 26 % рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании в международном сообщении. Доля рынка авиационного транспорта по итогам 2015 года составила 68 %.
На рынке внутригосударственного сообщения, наоборот, произошли существенные изменения. Российские авиакомпании продолжают переориентировать свои мощности на внутренний рынок.

Данная тенденция привела к росту пассажирооборота авиационного транспорта во внутригосударственном сообщении на 12 %, увеличив его долю рынка до 49 % (+4 п. п. к уровню
предыдущего года), в то время как доля железнодорожного транспорта сократилась на 2 %.
Ежегодное сокращение доли железнодорожного транспорта является признаком высокого уровня конкуренции на рынке транспортных услуг.
Авиационный транспорт при государственной поддержке наращивает объемы перевозок во внутригосударственном сообщении за счет субсидирования региональных перевозок, наличия дешевых невозвратных авиабилетов, а также выделения дополнительного финансирования на развитие авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов.
Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость.

Обострению конкуренции способствует расширение присутствия низкобюджетных перевозчиков, таких как авиакомпания «Победа».

Международный транспортный рынок

Рынок железнодорожных пассажирских перевозок в сообщении России со странами дальнего зарубежья, СНГ и Балтии с 2010 по 2013 год демонстрировал устойчивое падение на уровне 4,9 % за период.

В 2014 году на фоне общего снижения потребительской активности, обусловленной макроэкономической ситуацией и политическими факторами, в особенности ухудшением
отношений между Украиной и Россией, зафиксировано снижение пассажиропотока в международном сообщении железнодорожных перевозок на 44 %. В 2015 году снижение
пассажиропотока составило 33 %.

В 2015 году в структуре рынка железнодорожного транспорта значительную долю занимала Республика Беларусь – 32 %. Второе место занимает Украина – 31 %, затем следуют
Казахстан – 14 %, Финляндия – 6 %, Узбекистан – 5 % и Республика Молдова – 4 %. Остальные страны занимают не более 8 %.
Вследствие общеэкономической ситуации динамика рынков железнодорожного и авиационного транспорта в целом аналогична. По итогам 2015 года снижение пассажиропотока в авиационном транспорте в международном сообщении составило 16,4 %, при этом пассажиропоток между Россией и зарубежными странами (кроме СНГ) сократился на 18,1 %, между Россией и странами СНГ – снизился на 1,1 %.

screenRenderTime=1