Маршрутная сеть Компании – 86 тыс. км
В основе сети маршрутов АО «ФПК» лежит железнодорожная инфраструктура ОАО «РЖД». Маршрутная сеть АО «ФПК» имеет ряд маршрутов на территории России, на которых не существует альтернативного способа передвижения, например: Тында – Комсомольск, Петрозаводск – Костомукша, Камышин – Москва, Томск – Белый Яр.
77 регионов Российской Федерации
АО «ФПК» осуществляет железнодорожные пассажирские перевозки во всех регионах, где существует железнодорожная инфраструктура (за исключением Сахалинской области и Республики Крым).
29 %
доля железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении.
29 %
доля АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении.
88,8 %
составляет доля Содружества Независимых Государств (СНГ) в железнодорожных перевозках в международном сообщении
Перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в регулируемом сегменте:
-
перевозки пассажиров в плацкартных, общих вагонах с местами для сидения пассажирских и скорых поездов и вагонах первого, второго, третьего классов моторвагонного подвижного состава (не скоростные поезда).
Перевозки во внутригосударственном сообщении в дерегулированном сегменте:
- перевозки пассажиров в вагонах класса «Люкс»;
- перевозки пассажиров в вагонах СВ;
- перевозки пассажиров в купейных вагонах;
- перевозки пассажиров во всех типах вагонов скоростных поездов.
Перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном сообщении:
- перевозки пассажиров в международном сообщении;
- обеспечение пробега вагонов сторонних компаний в поездах АО «ФПК» в международном сообщении.
Перевозки багажа, грузобагажа и почты:
- перевозка багажа;
- перевозка грузобагажа;
- обеспечение пробега вагонов экспедиторских компаний в поездах АО «ФПК».
Прочие виды бизнеса:
- ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов;
- оказание дополнительных сервисных услуг в поездах;
- прочие виды деятельности:
- сдача в аренду подвижного состава;
- сдача в аренду недвижимого имущества и оборудования.
Российский транспортный рынок
Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы произошло существенное развитие конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов, железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.
В 2021 году в связи с мероприятиями, проводимыми для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, были наложены ограничения на условия перевозок пассажиров, сказавшиеся на показателях работы всех видов транспорта. Кроме того, на транспортную подвижность населения повлияли снижение платежеспособности пассажиров и значительный рост индекса потребительских цен.
Доля пассажирооборота железнодорожного транспорта снизилась с 31,2% за 12 месяцев 2020 года до 29,1% за 12 месяцев 2021 года (для сравнения доля железнодорожного транспорта в 2019 году составляла 38,7 %), что обусловлено опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении ввиду переориентации на внутренний рынок. В условиях ограничений на международные перелеты, на фоне роста внутреннего туризма, значительно снижены цены на перелеты, увеличена частота авиарейсов и расширена маршрутная сеть за счет перераспределения бортов с международных на внутренние маршруты (в том числе с югом страны). Помимо этого, использование населением выданных в прошлом году авиакомпаниями ваучеров является одним из драйверов опережающего роста воздушных перевозок.
На сегодняшний день АО «ФПК» является лидером на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, однако наблюдается рост внутренней конкуренции.
Доля АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении среди российских железнодорожных перевозчиков за 12 месяцев 2021 года составила 89,1%, что на 0,3 п.п. выше уровня 2020 года (-2,6 п.п. к уровню 2019 года).
Международный транспортный рынок
В марте 2020 года в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по согласованию с иностранными железнодорожными администрациями приостановлено курсирование всех международных пассажирских поездов.
До введения ограничений в 2020 году АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.
В 2021 году АО «ФПК» обеспечивало перевозки пассажиров между следующими странами:
- -Российская Федерация и Республика Беларусь. Объем перевезенных пассажиров за 2021 год составил 1 427,5 тыс., что на 387,9 % выше показателя 2020 года;
- -Российская Федерация и Республика Абхазия. В 2021 году перевезено 311,7 тыс. пассажиров, что на 430,7 % выше уровня 2020 года;
- -Российская Федерация и Республика Узбекистан. Объем перевезенных пассажиров (вывозные рейсы разового назначения) за 2021 год составил 11,1 тыс. – на 91 % меньше, чем в 2020 году.
По итогам 2021 года динамика объемов перевозок в международном сообщении составила 142,5 % к уровню 2020 года, из них в сообщении со странами СНГ и Балтии – 141,3 %, с Абхазией – 430,7 %. В сообщении со странами дальнего зарубежья поезда в 2021 году не курсировали.