Маркетинг86 тыс. км В основе сети маршрутов АО «ФПК» лежит железнодорожная инфраструктура ОАО «РЖД». Маршрутная сеть АО «ФПК» имеет ряд маршрутов на территории России, на которых не существует альтернативного способа передвижения, например: Тында – Комсомольск, Петрозаводск – Костомукша, Камышин – Москва, Томск – Белый Яр. 77 регионов Российской Федерации АО «ФПК» осуществляет железнодорожные пассажирские перевозки во всех регионах, где существует железнодорожная инфраструктура (за исключением Сахалинской области и Республики Крым). 19 стран Европы и Азии В дальнем международном сообщении АО «ФПК» осуществляет перевозку пассажиров в 19 стран по 40 маршрутам в Европу и Азию ‒ Германию, Францию, Италию, Польшу, Австрию, Чехию, Латвию, Литву, Эстонию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Молдавию. 42 % 26 % 88,8 % составляет доля Содружества Независимых Государств (СНГ) в железнодорожных перевозках в международном сообщении Перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в регулируемом сегменте:
Перевозки во внутригосударственном сообщении в дерегулированном сегменте:
Перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном сообщении:
Перевозки багажа, грузобагажа и почты:
Прочие виды бизнеса:
Макроэкономическое окружение По итогам 2016 года инфляция на потребительском рынке снизилась до 7,1 %. Годом ранее инфляция составила 15,5 %. Среди параметров, влияющих на потребительскую активность, можно выделить два наиболее существенных: реальная располагаемая зарплата, которая сохранилась на уровне прошлого года, и число безработных, которое уменьшилось на 0,5 %. Период с февраля по июль 2016 года стал временем активного накопления денежных доходов. к июлю положительное сальдо доходов и расходов населения составило 252,3 млрд руб. (согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)). В августе ‒ сентябре отмечен рост потребления домохозяйств; объем накопленных денежных доходов начал снижаться, что отразилось на росте транспортной активности населения (эффект отложенного спроса). Фактор отложенного спроса наравне с некоторыми улучшениями макроэкономической ситуации повлиял на активный рост транспортной подвижности населения в III квартале 2016 года и способствовал приросту пассажирооборота в целом за год. Российский транспортный рынок За 2016 год динамика объема перевозок во внутригосударственном сообщении к уровню прошлого года составила 104,7 %, в том числе в регулируемом сегменте – 103,9 %, в дерегулированном – 107,1 %. Положительная динамика перевозок за 2016 год была достигнута за счет увеличения спроса на перевозки во II и III кварталах 2016 года (за счет перераспределения пассажиропотока с внешнего на внутренний рынок), прирост перевозок за апрель ‒ сентябрь 2016 года к 2015 году составил 9,8 %. Увеличение спроса на внутригосударственные перевозки было простимулировано развитием внутреннего туризма (в том числе в направлении курортов Краснодарского края и Кавказских Минеральных вод), в том числе связанное с закрытием туристических направлений для россиян, ранее отдыхавших в Турции и Египте. Также был ожидаем прирост пассажиропотока на Черноморское побережье Краснодарского края и Крыма. В соответствии с результатами проведенных опросов пассажиров о планируемом месте отдыха в летний период отчетного года более 38 % респондентов намеревались отдыхать на курортах России, в то время как в предыдущем году этот показатель достигал только 30 %. Потенциал пассажиров, планирующих отдыхать на курортах Турции и Египта, в отчетном году составил порядка 6 %. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в 2016 году в гражданской авиации продолжился спад пассажиропотока на международных воздушных линиях – основном драйвере роста рынка на протяжении нескольких прошедших лет (‒12,6 % по сравнению с уровнем 2015 года), при этом отмечалась положительная тенденция авиаперевозок на внутреннем рынке (+4,9 % по сравнению с уровнем 2015 года). При этом объем перевозок в поездах АО «ФПК» в 2016 году (пассажирооборот) увеличился на 4,8 % к уровню 2015 года. Международный транспортный рынок В графике движения поездов 2015/2016 года АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 19 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Сербию, Черногорию, Болгарию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР по 40 международным маршрутам. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении со странами СНГ и Балтии. В 2016 году продолжился спад пассажиропотока в международном сообщении, но значительно меньшими темпами. Так, объем перевезенных пассажиров за отчетный период составил 7 253,8 тыс. пассажиров, что на 4,8 % меньше 2015 года (в 2015 году – 31,9 % к уровню 2014 года), в том числе: в сообщении со странами СНГ и Балтии – 6 300,4 тыс. пассажиров (‒6,5 % к 2015 году); со странами дальнего зарубежья – 645,7 тыс. пассажиров (+8,5 % к 2015 году). Доля перевезенных пассажиров в сообщении со странами дальнего зарубежья от общего объема перевозок в международном сообщении за 2016 год увеличилась до 8,9 % (в 2015 году доля составляла 7,8 %). В сообщении со странами СНГ и Балтии за указанный период отправлено 6,3 млн человек. Наибольший рост наблюдался в сообщении со следующими странами: с Узбекистаном – +19 %, с Таджикистаном ‒ +56 %, с Эстонией ‒ +82 %. В сообщении с Абхазией за 2016 год перевезено 307,7 тыс. пассажиров, рост к уровню 2015 года составил 8,9 % (2015 год к 2014 году – прирост 4,2 %). |